Отличительная черта Аракана — на протяжении большей части своего существования он ухитрялся сохранять по крайней мере частичную независимость. А влияние самого Аракана нередко распространялось и на соседнюю Бангладеш. А вот насчет Будды — это все действительно легенды.

Отличительная черта Аракана — на протяжении большей части своего существования он ухитрялся сохранять по крайней мере частичную независимость. А влияние самого Аракана нередко распространялось и на соседнюю Бангладеш. А вот насчет Будды — это все действительно легенды. Буддизм после нашей эры отсюда куда-то подевался — малоисследованное царство Весали, процветавшее здесь с 327 по 818 год, было индуистским. И только после 957 года, когда в Аракан с войной пришли тибетцы, буддизм проявился по новой. Царство Лемро (818-1430) — период расцвета цивилизации Бенгальского залива. В это время в Аракан проникает и ислам.

Связей с Паганом и даже с более близкими монами — минимум. Но время шло, и в конце XIV века, видя упадок Лемро, бирманцы попытались завладеть Араканом. Но не получилось — помогли бенгальцы-мусульмане. Следующее государственное образование Аракана, царство Мрау-У (1430-1784), было почти мусульманским — монарх принимал мусульманское имя, использовались арабские термины и т. д. Аракан сполна пользовался выгодным географическим положением между Индией и Индонезией. В 1531-1553 годах при царе Минбине вообще наблюдался территориальный расцвет, поскольку Аракану подчинялась практически вся нынешняя Бангладеш. Аракан славился шелком, пряностями и сандаловым деревом. Но в XVII веке конъюнктура меняется — Могольская империя Бенгалию отобрала (1666), побережье стали терзать португальские пираты, внутри пошли склоки. Поэтому присоединение Аракана в 1784 году к Бирме было вполне логичным. Другое дело, что это все оказалось ненадолго — в 1826 году Аракан снова уходит, на сей раз в Британскую Индию, и пребывает там вплоть до 1947 года. И к чему я это? А все к тому, что Аракан — территория в принципе Бирме исторически чуждая.

При этом араканцы (ракхайн) отличаются от бирманцев примерно как казаки от русских. Это один из бирманских субэтносов, коих наберется не меньше пяти. Араканцы не игнорируют букву «р», обвиняя бирманцев в «мяуканье». И в облике их больше индийского, арабского и персидского, что исторически опять же понятно. И любят они перченую еду и яркие одежды. Но главное — они, как и остальные бирманцы, буддисты. Другое дело — южные бенгальцы (рохинья), разговаривающие на читтагонгском диалекте бенгальского и являющиеся мусульманами. Их в Аракане сейчас 25 % населения, они используют и арабскую вязь, и латинизированный "Rohingyalish", отращивают бороды, а женщины ходят в хиджабах — все как положено. Поэтому граница двух цивилизаций, буддийской и мусульманской, проходит тут.