Огромные яркие цветы с чёрными стеблями и «глазками» посередине – оживляющая расцветка для тканей, модных рюкзаков, подносов или пластиковых пакетов. Сейчас они идут нарасхват в магазине Marimekko.
Огромные яркие цветы с чёрными стеблями и «глазками» посередине – оживляющая расцветка для тканей, модных рюкзаков, подносов или пластиковых пакетов. Сейчас они идут нарасхват в магазине Marimekko. Этот ведущий финский магазин одежды и тканей, спортивной и элегантной моды и аксессуаров обязан цветочным узором «Unikko» своему бывшему главному дизайнеру по тканям, Майе Исоле. А изобрела она его ещё в 1964 году. Ещё дольше держится эта необычайно простая табуретка в ассортименте мебельного дома Artek: к круглому деревянному сиденью прикреплены три изогнутые ножки из клееной древесины. Кажется, что они сами собой выросли из-под сиденья. Вряд ли в Финляндии найдётся хоть одна школа или общественная библиотека, где бы не стояли эти табуретки, из которых при складывании получается что-то вроде декоративной скульптуры. Самый первый экземпляр этой конструкции создал архитектор и дизайнер Алвар Аалто в 1932 году, когда он строил библиотеку в Выборге и, как обычно, участвовал в её внутреннем оформлении. Очень часто мастера приглашали оформлять здания в Бретани и Нормандии и также в Лондоне.
Этот «№ 60», как непритязательно назван столь удачный предмет мебели, самым наглядным образом демонстрирует, откуда взялось нынешнее триумфальное шествие брендов финского дизайна. У его истоков стоял в том числе и Аалто. Его требования к хорошо оформленному предмету обихода сводились к следующему: он должен быть простым, недорогим и воспроизводимым в больших количествах. Кроме отечественного природного материала (берёзовой древесины) и безупречной технологии изготовления, в дизайне табуреток Аалто сыграл роль и ещё один сугубо финский фактор. В то время на протяжении трёх лет молодой архитектор вместе с мебельщиками в специально открытой мастерской неустанно экспериментировал с методом деформирования клееной древесины без тепловой обработки. Это упорство и привело к появлению ножек L‑образной формы для «№ 60» и позволило разработать другие элегантно‑простые предметы мебели из гнутой клееной древесины.
Финское государство поддерживало хороший дизайн и содействовало сбыту. Каждый в Финляндии мог себе позволить купить простую, разнообразную посуду серии Теета, разработанную Каем Франком и произведённую фирмой Arabia, или простые стаканы Aino с рельефной поверхностью от супруги Алвара Аалто Айно, которые впервые появились на стекольном заводе littala и производятся до сих пор. Рельеф стаканов Aino похож на круги от камня, брошенного в спокойную воду. Знаменитая ваза Aalto Алвара Аалто 1936 года (слово «aalto» переводится как «волна») вызывает в памяти волны или берег озера; до сих пор каждый магазин фирмы littala имеет в своём ассортименте эту классику. Крёстной матерью для их дизайна была сама природа. Ничего лишнего, ничего роскошного, только вневременная простота формы и цвета, которую задаёт природа, – этим и по сей день отличается финский дизайн. Наряду с этим, финны сильны и в промышленном дизайне: во внешнем оформлении яхт, медицинских приборов, мобильных телефонов и многого другого.
После грандиозных прорывов таких звёзд финского дизайна, как Тимо Сарпанева, Кай Франк, Тапио Вирккала или супруги Аалто, обрести своё лицо следующему поколению было нелегко. Однако молодым финским дизайнерам удалось найти собственный почерк. Они черпают вдохновение во всём мире, но вместе с тем их восприятие воспитано на отечественных примерах, главным из которых неизменно остаётся природа. Так, Элина Хелениус, родившаяся в 1963 году, создала современный ковёр с узором, напоминающим текстуру древесины, а Пяйви Микола – гамак из палочек, выточенных из дерева лиственницы. К этим творениям прекрасно подходят и поднос с узором Unikko, и стаканы Aino, не производя ни малейшего впечатления старомодности.